Первая страница     1     2     3     4     5     6         Обсуждение теории СЛМ

II. МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА, КАК ПРОДУКТА БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

редакция 06.2017
  1. ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ.
  2. ОТ БИОАВТОМАТА К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗУМУ.
  3. АБСТРАГИРОВАНИЕ, ПРОЕЦИРОВАНИЕ, ОБМЕН.
  4. ЗАКОН ПРЕДЕЛЬНОГО КОМФОРТА.
  5. ОПЫТЫ НАСЫЩЕНИЯ.

 

1. ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ.


            С целью упрощения задачи создания общественно-поведенческой модели человека (кирпичика социальных макроструктур), введем три допущения. Во-первых, учитывая тот факт, что предметом нашего эволюционного моделирования является не ройное существо (муравей или пчела, предки которых были социально организованы уже сотни миллионов лет), а совсем «зелёный» хомосапиенс, представим историю развития последнего как два последовательных временных интервала: «биологический» и «социально-инструментальный». То есть, сначала, на первом этапе, наш проточеловек будет развиваться индивидуально-биологически, эволюционируя миллионы лет от неразумного прототипа к уровню хомо-сапиенса. Достигнув которого, уже на зтапе втором, он становится существом с постоянными индивидуальными свойствами, неизменными на всё оставшееся время (длительностью в считанные тысячелетия), примечательное строительством сложных социальных конфигурация и умножением биоэнергетики за счёт постоянно совершенствующихся инструментов.
            Достаточным основанием подобного деления служит, прежде всего, факт отсутствия существенных генетических изменений рода человеческого за краткий период бурного развития цивилизации и технологического скачка. Другой аргумент за корректность двухэтапного разделения – отсутствие существенных генетических различий между людьми цивилизованными и современными дикарями, застрявшими волею судеб в каменном веке.
            Разумеется, в едином эволюционном процессе тесно переплетаются факторы биологические и - социальные. Индивидуальные способности особей (физические и умственные) явно влияют на образуемые ими социальные структуры, которые, в свою очередь, корректируют индивидуальные черты через отбор оптимальных решений (в социально-поведенческом плане). Но мы будем исходить из того, что к началу известного нам цивилизованного периода организм хомо-сапиенса уже полностью сформировался, исчерпав в «индивидуальном зачёте» все резервы эволюции неоперённых двуногих (раз уж он стал её абсолютным чемпионом). Какие общественные структуры доисторический человек создавал в ходе этого восхождения и как они повлияли на формирование его натуры - не столь важно, поскольку любым индивидуальным кондициями живой материи есть свой физический предел. И раз этот предел был людьми благополучно достигнут, то его суть может быть смоделирована из одних лишь биоэнергетических предпосылок, логически доведённых до их предельной реализации.
            Следующим фундаментальным допущением будет выведение индивидуального энергосурса хомосапиенса за рамки данного эволюционного моделирования (ещё на первом, биологическом этапе). То есть, движение к вышеупомянутому пределу индивидуальных способностей будет воспроизводиться только для одного персонального информресурса. Основание следующее: раз хомо-сапиенс стал биоэнергетическим венцом творения, логично предположить, что на всех стадиях совершенствования физиологии его индивидуальная энергетическая составляющая (начиная с ранних прототипов) была именно такой, какой ей и следовало быть для предельного развития разумности. Кроме того, эта «физическая» составляющая не настолько отличается от аналогичной компоненты других высших млекопитающих, чтобы нести в себе какие-то существенные особенности (подтверждая тем самым предположение о концентрации человеческой специфичности именно в информационной области, где и предполагается расположить фокус нашего анализа).
            По сходным основаниям делается и последнее, третье допущение, позволяющее исключить из эволюционного процесса ту часть информресурса человека, которая обслуживает его физиологию (направляет соматическую деятельность внутренних органов). То есть, в анализируемой (в разрезе её эволюции) биомодели человека остаются только алгоритмы/данные, отвечающие за действия живого существа в целом, составляющие то, что принято называть сознанием, разумом, психикой (автор предпочитает - «сознание», в широком его смысле, как поведенческий информационный ресурс, включающий в себя, наряду с практическими знаниями/навыками, и мотивацию к их реализации).
            Поскольку в сухом остатке эволюционного процесса, ведущего к биологической модели хомо-сапиенса, остаётся развитие лишь одного фактора (сознания), который совпадает с понятием человеческой психики в её классической трактовке, логичен вопрос: почему бы не использовать выводы науки психологии? Зачем создавать оригинальную поведенческую модель?
            Дело в том, что автору не удалось обнаружить у психологов требуемой поведенческой модели индивидуума. Хотя предмет психологии - человеческая психика - и декларируется как ... свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности...* , но почему-то общественная составляющая этого мира и регуляция соответствующей деятельности из поля зрения учёных-психологов явно выпадает. Чтобы в этом удостоверится достаточно, например, проанализировать поведенческую модель человека, фигурирующую в современной экономической теории. Как будет доказано ниже, эта модель содержит грубейшие ошибки, и будь психология в интересующей нас области наукой состоятельной, она эти ошибки сразу бы вытащила на свет божий. Та же ситуация - с абсолютно неадекватной поведенческой моделью, фигурирующей в весьма популярной до недавнего времени марксистской теории (Хотя советская психологическая школа была вполне дееспособна.). И третий показательный факт – заметная даже неспециалистам деформация психики, связанная с вознесением её носителя на верхние уровни социальной иерархии, характерная для всех типов общества. И её психологи дружно обходят стороной.
            Вышеперечисленные странности современной научной психологии хорошо объясняются позицией заказчика/спонсора психологических исследований - госбюрократии и крупной буржуазии - которым по идеологическим основаниям адекватная модель «человека общественного» категорически противопоказана, равно как и научное обществоведение в целом (что ниже также будет аргументировано особо). Поэтому психологи не изучает поведение человека в разрезе общественных, макросоциальных процессов. Плюс, как и любая развитая философия, психология до сих пор строит модели человеческого сознания «сверху», базируясь на анализе усреднённых внешних проявлений человеческой природы (которая из совокупности этих проявления и выводится), в отрыве от её материального субстрата - собственно человека (Модели которого, единой для всех направлений психологии, до сих пор не существует. Вместо неё используется множество специальных, не связанных между собой поведенческих моделей, заточенных под свои, локальные феномены и процессы).
            Настоящая теория использует другой подход: искомая поведенческая модель строится «снизу», отталкиваясь от основ физиологии, от сущностей непсихологических. Именно для этого, сначала была определена биоэнергия и выведены связанные с ней закономерности, из которых последовательно, «снизу», теперь выводится модель сознания высших и разумных. Такая технология, естественно, даёт заметную потерю точности в индивидуальных психологических особенностях/типах (как и любое обобщение), зато гарантирует корректный и объективный результат моделирования тех областей поведения, которые, как уже говорилось, психологи предпочитают упорно не замечать.
            …В чём состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост. Однако ни в одном учебнике психологии вы не найдете на него прямого ответа, потому что на самом деле это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией…* С «биоэнергетической» точки зрения, основная, природная функция сознания/психики любого уровня сложности (включая и человеческую) вполне прозрачна и стандартна, и состоит в инициировании таких действий своего носителя, которые с наибольшей скоростью и надёжностью улучшают индивидуальный биоэнергетический баланс (в тех, разумеется, условиях, в которых механизм этого сознания эволюционировал и приспосабливался). На основании этого простого правила будет строиться эволюционная траектория, начинающаяся с простейших, и заканчивающаяся в социальной области, где действуют цивилизованные человеческие сообщества.
 

2. ОТ БИОАВТОМАТА К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗУМУ.


            Очевидной отправной точкой эволюции сознания является примитивный «биоавтомат», действия которого управляются самыми короткими и жёсткими автоматическими связями между сигналами и ответными биофизическими реакциями (выработкой гормонов, активацией определённых тканей и групп мышц). Эти связи (в части поведения -безусловные рефлексы) жёстко «зашиты» в саму конструкцию организма и остаются неизменными в течение всей его жизни, передаваясь по наследству и случайно изменяясь лишь в ходе мутаций.
            «Думающие» подобным образом живые существе - несколько утрированное представление, справедливое только для простейших. Уже у первых многоклеточных животных развиваются специальные органы передачи и обработки сигналов, вместе с которыми появляется и функция изменения коэффициента (порога) передачи возбуждения, и направления передачи - в зависимости от результатов обработки других сигналов/реакций. Эта способность изначально заложена в клеточном механизме нейронной сети (Что, кстати, создаёт возможность создания на постоянной «элементной базе» - нейроны всех животных примерно одинаковы - широкого спектра нервных систем самой различной степени сложности через наращивание клеточной массы мозга и специализации его отделов. Причём, логика образования сложно взаимодействующих информационно-поведенческих структур в нейронной сети близка к вышеописанному феномену «неэнергетического», целенаправленного поведения, когда в энергонасыщенной, связанной и неоднородной среде самопроизвольно возникают сложные конфигурации системного взаимодействия элементов, которые потом поддерживаются, совершенствуются и воспроизводятся. Краткий обзор для тех, кто интересуется физиологией сознания более подробно.
            Возвращаясь к эволюции сознания (поведенческого информресурса). Быстрые и глубокие изменения окружающей среды (например, колебания плотности других организмов - хищников или корма, существенное изменение их поведения) могут резко ухудшать биоэнергетику её обитателя через девальвацию информационного ресурса. Восстановление актуальности\достоверности хранимых в нём данных, в варианте автоматического поведения, происходит только в процессе естественного отбора наиболее удачных мутаций, по критерию качества выполняемых ими поведенческих программ (обеспечивающих лучший биоэнергетический баланс и наиболее эффективное воспроизводство). От чего скорость, с которой биологический вид, управляемый генетически заданными, «автоматическими» алгоритмами поведения, способен реагировать на изменения окружающей среды, однозначно определяется частотой смены его поколений.
            Но реализация естественной стратегии по экстенсивному накоплению биоэнергии (через рост массы и, соответственно, мощности организма) эту частоту понижает, ведя к растущим энергетическими потерями «тяжеловесов» от замедляющейся приспособляемости. Следовательно, в достаточно изменчивой природной среде (вроде биосферы Земли, куда регулярно падают астероиды, где чередуются оледенения, наводнения и засухи, где взрывы численности доминирующих видов вызывают кризисы экосистем), либо должны выживать только самые «лёгкие», быстро воспроизводящиеся и быстро мутирующие биоавтоматы, либо у организмов-тяжеловесов должен возникнуть механизм прижизненной поведенческой коррекции информресурса (единственное существенное биоэнергетическое, что можно быстро изменить и приумножить в уже родившемся животном).
            Естественно, эволюция нащупала этот очевидный ход, развивая способности к перенастройке поведенческого механизма. В информационном ресурсе прогрессирующих видов начала расти доля изменяемых алгоритмов преобразования сигнал-действие (условных рефлексов). В их жизнь вошёл процесс обучения, эмпирически заполняющий и постоянно корректирующий таблицы соответствия сигналов и реакций. Благодаря чему стало возможным в нестабильной, сложной природной среде оперативно поддерживать высокий уровень истинности данных информресурса, сохраняя и приумножая биоэнергетику «тяжёлых», медленно размножающихся организмов.
            Необходимым элементом процесса обучения «условно-рефлекторного» организма является способность оперативно оценивать своё текущее состояние и результаты произведённых действий, выбираемых из возможных альтернатив. Никаким другим способом он не сможет заполнять «таблицу соответствия», иначе как делая оперативно, в реальном времени, правильные выводы о том, какая реакция на сигнал извне/изнутри является биоэнергетически положительной (подлежащей запоминанию), а какая - ошибочной (фиксируемой как недопустимая впредь). Предыдущая, практиковавшаяся на уровне «автоматов» методика отбора удачных поведенческих решений здесь не пригодна, поскольку поощряет успешные текущие действия только интегрально - через выживание и более успешное размножение особи с более эффективной поведенческой программой (подводя лишь общий итог деятельности за «отчётный период»), в то время как обучаемым требуется оценивать каждое отдельное мгновенное действие.
            Эволюция нашла решение задачи оценки создав «экспертную систему», включающую центры положительных и отрицательных ощущений (удовольствий и неудовольствий), связанные с датчиками параметров/состояния организма и окружающей среды. Этот комплекс обеспечивает быструю подсознательную обработку получаемых сигналов и их типичных комбинаций, передавая результаты в командный центр организма(сознание) в наиболее доходчивой, ощутимой форме. Приятные ощущения, генерируемые центром удовольствия, стимулируют поиск и запоминание действий (в центре принятия решений), создающих «положительные» ситуации/сигналы, а - неприятные - учат всячески избегать дурное, находя и запоминая блокирующие их действия. То, какими конкретными усилиями организм будет успешнее искать удовольствия и избегать неудовольствий - уже зависит от прилежности его обучения в конкретной среде обитания.
            «…С целью сохранить поведение, способствующее выживаемости, мозг должен иметь то, что называют механизмами подкрепления, чтобы гарантировать получение вознаграждения, когда организм ведет себя необходимым образом. Эти центры подкрепления расположены в той части мозга, которую называют медиальным переднемозговым пучком (medial forebrain bundle), и в другом центре мозга - прилежащем ядре (nucleus accumbens). Нейроны этих областей используют нейротрансмиттер, называемый допамином. Когда организм выполняет действие, которое способствует его выживанию, например принимает пищу, будучи голоден, или пьет воду, испытывая жажду, эти допаминовые цепочки в центрах подкрепления активизируются и организм испытывает чувство удовольствия или удовлетворения. Без этих центров подкрепления и их активности ничто бы не обеспечивало регулярного возобновления поведения, которое помогает выживанию…».**
           
            Наглядная иллюстрация сути механизма обучения – феномен разделения поведенческого информресурса на два характерных состояния - взрослое и врождённое (младенческое). Последнее включает:
           1. Набор безусловных рефлексов, управляющих поведением через прямые связи между датчиками и исполнительными органами, без участия центров удовольствия/неудовольствия и принятия решений (кстати, единственное, чем обладают биоавтоматы, в любом их возрасте)
           2. «Условные», перестраиваемые поведенческие алгоритмы, состоящие из массива генетически заданных удовольствий/неудовольствий, возбуждаемых минимальным набором сигналов/образов, позволяющие инициировать простейшие реакции/действия новорожденного.
           3. Объём свободной памяти (существенно возрастающий по мере созревания) для записи новых образов и ассоциаций.
            По мере взросления, обучаемый организм, руководствуясь растущим массивом фиксируемых пережитых ощущений, методом проб и ошибок последовательно корректирует унаследованные условные рефлексы и формирует новые, всё более сложные, сохраняя их в памяти, чем наращивает свой информационный ресурс до взрослого состояние. Последнее располагает уже несоизмеримо большей информационной базой воспринимаемых сигналов и их комбинаций, связанных с развитой системой ощущений. (Фигурирующие в процессе условно-рефлекторного обучения животных сигналы и ощущения/реакции отнесены Павловым к «первой сигнальной системе».)
            Хотя комплекс ощущений/эмоций поведенческого механизма является неотъемлемой частью информационного ресурса организма, в наибольшей степени этот комплекс влияет на протяжённые, интегральные колебания биоэнергии (управляя общей стратегией выбора конкретных действий из массива возможных, а также - активностью/настроем их выполнения). Соответственно, для протяжённых и масштабных «поведенческих проектов», включая и - социальные, данный комплекс будет более актуален, нежели мгновенная результативность/мощность конкретного усилия, зависящая главным образом от прилагаемой «тактической» инструкции. Так как создаваемая здесь модель человека разумного должна стать основой/фундаментом теории макросоциальной (кирпичиком социальных макросубъектов), есть смысл выделить ощущения/эмоции (как реакции на определённые ситуации/состояния), в отдельный поведенческий фактор. Выше, из общих соображений, этот фактор (мотивирующая часть поведенческого механизма) был уже учтён в модели индивидуума и назван «мотивацией», а здесь мы лишь его несколько конкретизировали.
            На первом, «биологическом» этапе эволюции происходит развитие обоих составляющих информресурса индивидуума – мотивации и массива рабочих инструкций. Отметим наиболее фундаментальные закономерности в поведении хомо-сапиенса, прямо вытекающие из очевидной «инженерной» логики этого развития.
 

3. АБСТРАГИРОВАНИЕ, ПРОЕЦИРОВАНИЕ, ОБМЕН.


            Эволюция «рабочего информресурса» обучаемых видов, идущая в направлении его максимального наращивания, опирается на следующие очевидные технические моменты: оптимизацию/упорядочивание хранимых данных, совершенствование их связи с системой ощущений, кооперацию с внешними источниками/хранилищами информации (другими индивидуумами и инструментами). Эти три взаимосвязанные составляющие можно условно именовать: «абстрагирование», «проецирование» и «обмен». Реализованные (с инженерной точки зрения) в своей предельной форме, они и должны создать полноценного хомо-сапиенса - поднять биоэнергетический потенциал живой материи на последнюю «качественную» ступень - разумность, дающую поднявшемуся на неё биологическому виду максимум преимуществ перед предшественниками - «неразумными обучаемыми».
            Каждая из трёх вышеупомянутых составляющих логично вытекает из тенденции к наращиванию биоэнергии через её информационную компоненту, закономерно возникая (в зачаточной форме) на ранних эволюционных ступенях и планомерно развиваясь в ходе дарвиновского естественного отбора.
            Первая технология - «абстрагирование» - состоит в массированном использование «абстракций» - сильно усечённых отражений элементов реальности, входящих в информресурс в форме условных сигналов/кодов. (Последние присутствуют в любом, даже самом примитивном сознании, так как любую реакцию живого существа, включающую промежуточным этапом кодирование/передачу/запоминание сигнала в нервной системе, можно трактовать как использование «абстрактных понятий». Мало того, любое отражение/восприятие реальности, неизбежно, в чём-то является частичным и, следовательно, всегда будет «абстрактным».)
            Разница между разумной и неразумной тварью состоит лишь в количестве хранимых/запомненных абстракций и взаимосвязей между ними, в диапазоне охвата реальности этим запасом. У неразумных запас минимален, а используемые в их сознании «отвлечённые понятия» крайне просты (являясь лишь «снимками» внешних объектов) и практически не используются (не «осознаются») в отрыве от своих материальных прототипов (не образуют логических моделей), поэтому функциональны только как элемент непосредственной, рефлекторной практики. Человеческий же массив абстракций гипертрофирован, распространяется на самые сложные и опосредованные свойства/объекты реальности, и в значительной части вполне самостоятелен - функционален в чисто логических (чисто информационных) операциях. (Кстати, популярный термин - «абстрактное мышление» - не совсем корректен, поскольку иного мышления просто не бывает, а разум хомо-сапиенса - лишь предельно мощный обработчик и хранитель абстракций, позволяющий оперировать рекордным количеством отвлечённых понятий самого высокого уровня и качества. Последние - то, что физиолог Павлов отнёс ко второй сигнальной системе – к логическим операциям со словесными и другими знаковыми обозначениями, как наиболее отвлечёнными образами элементов реальности.)
            Абстрактное моделирование реальности позволяет человеческому сознанию проводить максимально эффективный анализ и прогнозирование состояний/сигналов окружающей среды, благодаря чему хомо-сапиенс поддерживает в своём информресурсе актуальность огромной базы данных, при минимальном времени задержки между новым состоянием среды и её достоверным информационным отражением (т.е. имеет самый мощный в животном мире информресурс).
            Но рост абстрактности мышления (использование всё более сложных, информационно-ёмких и отвлечённых понятий) не возможен без параллельного развития способности мозга оперативно и надёжно связывать продукты этого мышления с ощущениями, инициирующими действия живого существа. Только через такую способность абстрактные понятия смогут войти полноценными элементами в устойчиво работающий и последовательно развивающийся поведенческий механизм. Логично назвать этот процесс «проецированием», поскольку ключевая особенность сего таланта состоит в проекции ещё только предвкушаемых удовольствий (от умозрительных плодов планируемой работы) на самые предварительные действия, а так же - на усилия новые (экспериментальные), никогда ещё результатов не приносившие. Тем самым, удачные подготовительные шаги, только предположительно ведущие к желаемому конечному результату, человек, после некоторой положительной практики, эмоционально начинает воспринимать как уже осуществлённую часть этого результата, уже начинающую приносить результирующее удовлетворение (стимулируя тем самым своё трудолюбие, заряжаясь энтузиазмом).
            Благодаря проецированию становятся возможной реализация последовательностей действий, с самого начала совершаемых с достаточным энтузиазмом и удовлетворением, несмотря на длительный отрицательный энергобаланс (связанный с первоначальными «капитальными» издержками). Мало того, «развитой проекционист» становится способен действовать и ради чисто иллюзорной цели - плода умственной манипуляции отвлечёнными понятиями, вызывающими, тем не менее, в нём достаточный чувственный отклик, эффективно мотивирующий соответствующие усилия. Известные примеры «ультрапроекционистов» - романтики, пассионарии, религиозные фанатики и пр. Неразумные существа тоже способны к проецированию, но лишь в случае самых коротких и очевидных причинно-следственных связях между удачным действием и осязаемым конечным результатом, не выходящих делеко из области условных рефлексов (первой сигнальной системы).
            Логично, что именно человек с его предельно развитой способностью к абстрагированию, более других животных развил и навык проецирования, включая и глубокую модификацию персонального комплекса удовольствий/эмоций путём стирания/подавления неоптимальных (с точки зрения текущей деятельности) реакций на одни сигналы и создания необходимых реакций - на другие. (Например, монтажники-высотники, устраняющие свой страх высоты - крайне полезное врождённое ощущение для большинства людей и животных. Или - йоги и другие «медитаторы», способные извлекать удовольствия из пустоты, из собственных действий с устойчиво отрицательным биоэнергетическим балансом, но - соответствующим образом «настроенного» организма, подчиняя сознанию глубокие процессы физиологии.
           
            Последняя, третья технология наращивания «разумности» - информационный обмен, также имеет самое непосредственное, «техническое» отношение к гипертрофированному абстрагированию. Абстракции, будучи облечённые в стандартную словесную форму, на порядки повышают эффективность обмена данными что, в свою очередь, превращает массив общающихся индивидуумов в информационную сеть, формирующую распределённую коллективную память (куда более ёмкую и надёжную, нежели индивидуальная, позволяющую её «узлам» на порядки быстрее усваивать положительный жизненный опыт). Эта сеть открывает путь к многократному росту коллективного информационного ресурса общающихся индивидуумов (выходящему далеко за пределы интеллектуальных возможностей отдельной персоны) и делает совершенствование обмена актуальнейшей эволюционной задачей (несомненные физиологические достижения хомо-сапиенса в область голосовой связи - тому бесспорное доказательство).
            Хорошо видно, что между эффективностью (КПД) общения и процессом совершенствования «абстрактного мышления» существует очевидная положительная обратная связь. Качество абстракций повышает эффективность обмена информацией, который, в свою очередь, способствует отбору оптимальных понятий и их сохранению в коллективной памяти (созданию лексики). В пределе этой тенденции лежит практика высокоразвитого человеческого общества, в котором подавляющее большинство индивидуумов пользуется, исключительно, ранее созданными понятиями и накопленным опытом, наполняя персональную информационную базу, в основном, из общественного информационного фонда, и лишь в незначительной части – из собственного опыта (только дураки предпочитают учиться на собственных ошибках).
            Проследить логику работы «эффективного биоэнергетического накопителя» можно в процессе взросления человека. Как и у «неразумных обучаемых», сознание новорожденного существенно отличается от сознания взрослого, представляя собой набор безусловных рефлексов в сочетании с минимальным, стартовым массивом ощущений, пока ещё – чисто физиологических, привязанных к набору простейших внешних и внешних сигналов, и их комбинаций. (Далее, для краткости, говоря об разнообразных ощущениях, будет использоваться только один термин - «удовольствия», охватывающий и несостоявшиеся неприятности, и вообще всё чувственное, способное инициировать/направлять человеческую деятельность.)
            Врождённая, стартовая человеческая мотивация типична (не страдает особой индивидуальностью), поскольку шлифовалась на протяжении сотен поколений биоэнергетического отбора и «прошита» в генах. Нормальный средний ребенок от рождения стремится любыми доступными средствами и как можно быстрее, без лишних церемоний, не отвлекаясь на посторонние действия, увеличить свой энергетический и информационный - ресурсы. Что вполне соответствует логике универсального биоэнергетического «квазизвериного» поведения. Так же, младенец вполне адекватно, автоматически реагирует на условия среды и своё физическое состояние - голод, холод, незащищённость, болезнь и другие состояния, сулящие энергетические потери.
            Далее, в процессе взросления, через вышеописанные - абстрагирование, проецирование и обмен, на исходный минимум базовых удовольствий проецируется всё более обширный и изменчивый массив сигналов (начиная с простейших зрительных образов и заканчивая сложными абстрактными понятиями и действиями) получаемый в процессе жизнедеятельности (пресловутое воспитание средой - «семьёй, улицей и школой» - включая и нормы общественного поведения, характерные для конкретного социума). По достижению репродуктивного возраста, в дополнение к «детским удовольствиям», в созревшем человеке включаются новые, генетически заданные влечения, связанные с продолжением рода.
            Таким образом, всю жизнь человек параллельно действует в двух направлениях: сначала бессознательно, а далее и сознательно - выбирает наилучшую стратегию поведения, обеспечивающую как можно больше удовольствий, и меньше - неудовольствий (в том виде, в котором он привык их воспринимать), одновременно, в меру возможности, трансформируя сам комплекс ощущений (что бы иметь максимум положительных эмоций и минимум неприятностей от статичной текущей жизнедеятельности, в которой он уже мало что может изменить, и потому вынужден довольствоваться тем что есть, по принципу «стерпится - слюбится».). Параллельно с коррекцией системы удовольствий человек заполняет информационную базу своего индивидуального сознания навыками и знаниями (главным образом - из базы общественной), которая составляет основу взрослой человеческой биоэнергетики. Лишённый в младенчестве доступа к общественной базе данных человек вырастает в «маугли» (в неразумное животное), экспериментально доказывая «звериный» характер врождённого сознания, содержащего лишь талант к разумности, а не сам разум, талант к накоплению аномально большого информресурса и овладению сложной системой мотивации, реализуемый только при наличии источника необходимых данных и условий для их освоения.
            Ещё один аргумент в пользу «проекционной» трактовки поведенческого механизма человека - явная корреляция главных человеческих «чувственных наклонностей» с особенностями полового поведения. Например, хорошо известно сильное удовольствие от лидерства, доходящее до страсти, до «опьянения властью» (например, пресловутый ельцинский «звериный инстинкт власти»), способность испытывать которое логично фиксируется по мужской линии. Доминирующий самец покрывает куда больше самок, нежели его рядовые соплеменники, чем и создаёт преимущество генам склонности к мужскому властолюбию. Самка-лидер, напротив, вряд ли захочет/сможет ставить рекорды деторождения, от чего соотношение между носителями самоотверженной «слепой родительской любви» и «бонопартизма», у мужчин и женщин, должно кардинально различаться - что мы и наблюдаем в реальности. По той же причине, как следствие половой специализации, формируется мужская склонность к логике и точному расчёту (через врождённые способности, а также, через удовольствия от соответствующих упражнений), помогающие в борьбе за лидерство в социуме и его удержание, в то время как типичная «женская логика» всячески помогает не отвлекаться от мирных семейных забот, чаще беременеть и лучше заботиться о детях.
 

4. ЗАКОН ПРЕДЕЛЬНОГО КОМФОРТА.


            Из вышеизложенной логики «проецирования удовольствий» следует, что естественная коррекция человеческой мотивации, ориентирующая последнюю на умножение индивидуальной биоэнергетики, устойчиво работает только при одновременном исполнении двух условий. Первое - ощутимый и устойчивый биоэнергетический дефицит. Второе условие - поле доступных действий, этот дефицит уменьшающих (в случае, разумеется, успешного их выполнения). Только в такой обстановке человек вкушает «базовые» биоэнергетические удовольствия лишь тогда, когда он достаточно потрудился в деле их достижения и преуспел в своих действиях, уменьшив ими вышеупомянутый дефицит. Через механизм «проецирования», получаемые им «честно заработанные» положительные эмоции автоматически закрепляются за соответствующими действиями. Последние получают способность приносить удовлетворение сами по себе (фиксируясь в человеческом сознании как новые источники удовольствий, создавая «трудолюбивую» поведенческую модель). Параллельно, дефицит биоэнергии обеспечивает и эффективный естественный отбор врождённых комплексов ощущений по критерию их «биоэнергетического качества» - через прерывание поведенчески-ущербных генетических линий - аутистов и лентяев.
            Если перестаёт исполняться первое условие (когда человек, наконец, достигает желанной цели - изобилия биоэнергии), отбор поведенческих стереотипов логичным образом выключается. Жизнь сверхкомфортная (доступность любых мыслимых благ - индустриально производимых или положенных по элитному статусу) обеспечивает гарантированное удовлетворение базовых потребностей, вплоть до навязывания (принудительного потчевания пищей телесной и духовной, с присвоением субъекту статуса, изначально, «божественного»). В результате, врождённые «инстинктивные» удовольствия так и остаются ассоциированными, исключительно, с непосредственно вызывающими их потребительскими благами и не распространяются на действия по созданию этих благ. Чтобы получать удовольствие от жизни в иное время, нежели приёмы пищи и некоторые другие элементарные операции, перекормленным тунеядцам-потребителям надо придумывать искусственные, игровые удовольствия, причём - всё новые и новые, по мере вхождения уже существующих в «обязательную социальную корзину». Поток изощрённых суррогатных удовольствий закономерно заглушает положительные эмоции даже от процесса воспроизводства, от воспитания потомства, место которых занимают абсурдные (относительно нормальных спартанских условий) тупиковые поведенческие модели (гомосексуальные, ультраэгоистичные бездетные, сверхпотребительские, использующие химические стимуляторы центров удовольствий и пр.).
            К сходному результату приводит и ситуация неисполнения второго условия – когда отсутствует поле возможностей для создания недостающей биоэнергии. Когда человеку, что бы он ни делал, доступен лишь тощий набор выживания, добываемый считанными результативными усилиями, в то время как остальная масса благ и связанных с ними нормальных удовольствий недоступна, а действия их добыче - бесполезны. В такой обстановке, хотя человек и оказывается явно неудовлетворён по сумме своей биоэнергетики, ничем дополнить её он уже не может, и потому вынужден добирать «чувственный баланс» немудрёными, дешёвыми суррогатами. Характерный пример – поколения спивающихся люмпенов.
            В силу важности данной закономерности определим её как «Закон предельного комфорта», гласящий что: Ориентация человеческой мотивации относительно вектора роста личной биоэнергетики прямо зависит от уровня последней. Ниже уровня «предельного комфорта» мотивация формируется под наращивание биоэнергетики индивидуума, а выше этого уровня её ориентация становится случайной.
            Где «порог комфорта» - уровень биоэнергетического насыщения по доступным видам деятельности. Человеческая поведенческая модель складывалась сотни тысячелетий жестокого полуголодного выживания и во всех своих элементах ориентирована на стремление к возможно большей обеспеченности, а не на жизнь в изобилии. Следовательно, с точки зрения настоящей теории, абсолютно закономерны глубокие сдвиги в поведении, которые уже несколько тысячелетий демонстрируют элитные общественные слои, поколениями живущие в сверхкомфорте - чьи «…дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть…». В последние десятилетия этот процесс затронул и средние социальные слои стран «золотого миллиарда», иллюстрируя действие известного принципа диалектического материализма - «отрицание отрицания» - развитие и успешная реализация поведенческой схемы хомо-сапиенса (рекордные достижения человеческой цивилизации) закономерно приводят её к глубокому системному противоречию с новыми, ею же созданными условиями жизнедеятельности.
            Биоэнергетический подход к человеческому сознанию и сделанные на его основании заключения перекликаются с выводами эволюционной психологии, рассматривающей «…психику как набор обрабатывающих информацию механизмов, которые возникли в процессе естественного отбора для решения задач адаптации, стоявших перед нашими предками - охотниками и собирателями…. "Наш вид существовал в виде охотников и собирателей в 1000 раз дольше, чем в любом другом состоянии. Мир, который кажется нам таким привычным, мир с дорогами, школами, бакалеями, заводами, фермами и национальными государствами, существует буквально мгновение по сравнению со всей историей эволюции. Компьютерная эра лишь чуть старше среднестатистического студента колледжа, а промышленной революции исполнилось всего 200 лет. Сельское хозяйство впервые появилось на Земле 10 000 лет назад, и только 5000 лет назад половина человечества предпочла сельское хозяйство охоте и собирательству. Естественный отбор - это медленный процесс, и еще сменилось недостаточное число поколений, чтобы он выработал схемы, хорошо приспособленные для нашей постиндустриальной жизни. Другими словами, в наших современных черепных коробках находится психика каменного века... Говоря так, мы не подразумеваем, что наша психика примитивна. Как раз наоборот: это весьма сложно устроенный компьютер, чьи схемы изящно разработаны для решения ряда проблем, с которыми повседневно сталкивались наши предки (Cosmides & Tooby, 1997, p. 11)».**
 

5. ОПЫТЫ НАСЫЩЕНИЯ.


            Выше, во вступлении, анонсировался критерий истинности создаваемой теоретической модели - успешный натурный эксперимент - который предполагается использовать - как для проверки разрабатываемого обществоведения в целом, так и для отдельных промежуточных выводов. Пользуясь случаем, приведу интересный факт, подтверждающий одно из ключевых положений настоящей теории.
            По логике вышеописанного механизма человеческого поведения, изменения уровня комфортности общества неизбежно должны отражаться на комплексе мотивирующих удовольствий взрослого индивидуума. Причём, чем резче и сильнее будут скачки благоустроенности, тем глубже и нагляднее должны быть вызванные ими деформации поведенческих стереотипов. Например, в современной Японии жизнь поставила именно такой эксперимент - там произошёл быстрый (в течение одного поколения) переход от крайне напряжённого биоэнергетического состояния к изобилию. Наглядность эффекта подобного перехода (описанного здесь) усугубляется сильной общественной традицией «японского трудоголизма», работавшей на дополнительное «сжатие пружины», начинающей в последнее время распрямляться.
            То есть, сегодня мы наблюдаем в Японии абсолютно закономерную (с точки зрения настоящей теории) деформацию комплекса удовольствий, особенно контрастную в силу местных социально-исторических особенностей. В Европе и США происходят аналогичные процессы, но здесь они более растянуты по времени и, от части, компенсируются вливанием «здоровой крови» - притоком поведенчески-здоровых (голодных и трудолюбивых) эмигрантов, а так же соответствующей контрпропагандой - чего пока нет у японцев. Кстати, с той же проблемой должны были бы неизбежно столкнуться и члены гипотетического общества победившего коммунизма, в котором всё распределяется «по потребностям», вне зависимости от личного трудового вклада.
            Действием закона предельного комфорта можно, например, объяснить и такие социальные феномены сверхкомфортного общества США как массированная пропаганда лидерства-успеха, соседствующая с эпидемией ожирения. Только один тип врождённого удовольствия не зависит от уровня биоэнергетики – который получают от доминирования в социуме, поскольку вызывается это удовольствие относительными микросоциальными параметрами индивидуума (в то время как все остальные «базовые» удовольствия абсолютны - наелся, набегался, выспался, обложился барахлом и слился с сексуальным партнёром - получаешь максимум удовлетворения вне зависимости от того, что происходит с окружающим миром). Хотя порог индивидуального потребительского пресыщения (после которого новые усилия уже никак не оправдываются большими удовольствиям) стараниями рекламщиков поднимается всё выше и выше, он всё равно существует. В то время как первенство в конкурирующей массе, даже достигнутое, постоянно стимулирует трудовую активность. Следовательно, для правящей элиты вариант всемерного внедрения народной моды на первенство (в чём бы то ни выражалось) остаётся единственно возможным ходом по поддержанию тонуса общества, вплотную подошедшего к границе массового насыщения.
            Но в моде на первенство (как единственно верной жизненной модели) имеется и существенный изъян, поскольку предусматривается значительный процент проигравших (в отличие от других «базовых» удовольствий, теоретически равнодоступных по своей природе). Сей факт никакой пропагандой не скроешь, что толкает многих просто выходить из гонки, предпочитая пассивность (тоже известное удовольствие) и еду - как самый очевидный, легкодоступный и законный источник гормонов счастья. Сосредоточенность же на максимальном гастрономическом удовольствии, в условиях доступности еды, логично реализуется в обжорстве, приводя к массовому клиническому ожирению.

            Подведём промежуточный итог эволюционного моделирования. По результатам «биологического» этапа эволюции, вместо исходной модели живой материи - сочетания энергоресурса и информресурса (поначалу определявших - как мгновенную биоэнергию организма, и все основные тенденции её изменения), теперь мы имеем модель индивидуума из трёх частей. Две из них (энергия и информация) характеризуют текущий биоэнергетический потенциал, а третья – тоже информационная (мотивация) управляет его изменениями на протяжённых временных интервалах (в том числе и подталкивая «асоциальных типов» к объединению в совместно действующие группы - в социальные системы, инициируя процесс социальной эволюции.) Характеристики этих трёх компонент пока подчиняются двум законам: «биоэнергетического преимущества» и «предельного комфорта». С этой моделью мы и переходим ко второму эволюционному этапу – социальному.     (Следующая глава)

            Литература:

            * А.Г.Маклаков «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ПИТЕР 2001г.

            ** Д. и Л. Палмер «ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


        Первая страница     1     2     3     4     5     6         Обсуждение теории СЛМ