Настоящая работа опирается на ряд ключевых моментов. Первым из них является дарвинизм, т.е. эволюция Жизни полагается строго так, как этому нас учили в школе. Бога - нет.
Далее делается предположение, что с завершением собственно биологического развития особи эволюция не остановилась. Точнее сказать, эволюционный процесс потёк по другому руслу и автором делается переход - коллектив, общество и вообще социальные структуры являются тем субстратом на который «перекинулась» эволюция. А, поскольку процессы в сфере нервной деятельности текут много быстрее, чем изменяется биология организмов, то мы и наблюдаем то, что имеем - человек не изменяется, а общества мутируют.
Из этого делается переход, что для дальнейшей модели свойства человека можно положить константой, постулировать эти свойства, и далее рассматривать только эволюцию коллективов и обществ. Неявно также делается вывод, что социальная структура - преемник обычного эволюционного процесса, на который распространяются все закономерности описанные Ч.Дарвином в его знаменитой работе «Происхождение видов».
Ключевым фактором, вокруг которого строится вся модель является противоборство двух свойств человеческой природы, смешиваемых в различной количественной пропорции - либерализма и солидаризма. Либерализм заставляет особь предпочитать совершение личных усилий и отсутствие контроля со стороны коллектива. Солидаризм заставляет особей сбиваться в стаю и терпеть контроль со стороны коллектива. В работе показывается, что внешние факторы влияют на эту пропорцию всегда предсказуемо одинаковым образом (константа), поэтому можно совершить переход и рассматривать внешние по отношению к человеку факторы, как мотор эволюции обществ.
Далее делается переход, по которому устанавливается тождественность физических ресурсов организма и собственности соответствующего социального субъекта. Т.е. роль того, чем для биологического организма являются его масса тела и запас энергии в социальном организме играет собственность. Объявляется, что конечная цель любого организма - достичь процветания - остаётся таковой и для общества, а потому, манипуляции с собственностью являются причиной усложнения социального организма и, в целом, социальная эволюция становится похожей на биологическую.
Конечные разделы теории не противоречат современным социологическим взглядам в той части, где «экономическим» усилиям создания благ противопоставляются «социальные» усилия их распределения. Теория отличается от известных ныне теорий аналогичного назначения тем, что постулируется, что мера усилий может быть проранжирована по критерию «солидарности-либеральности» и т.о. образуется фазовое пространство, в котором по оси X откладывается «степень солидарности создания благ», по оси Y откладывается «степень солидарности распределения благ», а по оси Z - абсолютная величина парамера, называемого автором «биоэнергией». Утверждается, что эволюция всех обществ в данном фазовом пространстве образует нечто, похожее на «главную звёздную последовательность» в астрономии, т.е. общество не может занимать в данном фазовом пространстве абсолютно произвольную точку и по мере своего развития общество в этом фазовом пространстве описывает вполне закономерную траекторию.
Введение «биоэнергии» в данной теории является тезисом, вызывающим наиболее ожесточённые дискуссии. Исходные посылки для введения особой сущности не выглядят абсурдными - для выживания эволюционирующего организма важен не только запас его жизненных сил, но ещё и персональное умение ими правильно (т.е. целесообразно для выживания) распорядиться. Некую «свёртку» способностей организма по добыванию и накоплению жизненных сил со способностями ими целесообразно распорядиться автор и называет «биоэнергией», причём в настоящий момент вопрос формализации этого интуитивно понятного свойства остаётся богатым источником всевозможной ругани...
По мнению рецензента теория имеет два явно выраженных блока, рассмотрение которых возможно в известной степени автономно (и с использованием разного математического аппарата) и которые находятся друг с другом в довольно эклектической связи. Первый блок - это обоснование, почему социальную эволюцию обществ можно считать преемницей биологической эволюции организмов и распространение на первую закономерностей, известных для второй. Второй блок - образование из обществ «главной последовательности» и социометрия, позволяющая описать общество в данном фазовом пространстве. При этом выводы первого блока образуют аксиоматику второго, поэтому читатель, не заинтересованный в каком-то блоке может опустить его изучение приняв постулаты аксиоматически.
М.Б. 2005г